Как правильно организовать работу над оригинал-макетами упаковки и этикетки
14 Июль 2015
Категория Публикации, Статьи
14 июля 2015,
 Off

Часто случается такое, что концепт-дизайн утвержден, а дизайн-студия занимается какими-то оригинал-макетами, что-то говорит про пре-пресс, и постоянно с заказчика требует то одно, то другое. В результате сроки проекта срываются, файлы оригинал-макетов в типографию не переданы, заказчик грешит на агентство, а агентство говорит, что заказчик не вовремя передал материалы, необходимые для работы.

«Дизайн готов, а напечатать его не можем». Эта проблема решается просто, если делать все заблаговременно и последовательно.

Надо правильно организовать работу над оригинал-макетами.

Чтобы выдержать сроки на финишной прямой, нужно просто заблаговременно позаботиться о материалах, необходимых для производства оригинал-макетов. Опытная дизайн-студия сама будет заранее требовать от заказчика такие материалы. А опытный заказчик также знает, что без них ожидать «чудес» от студии не стоит.

Поэтому до начала работы над оригинал-макетами надо передать в студию:

  1. Крой или чертеж этикетки или упаковки с размерами. Желательно формате .EPS;
  2. Тексты в электронном виде. Желательно в формате программы Word;
  3. Тех-требования предполагаемой типографии.

Так же желательно дизайн студию напрямую связать с типографией, в которой будет печататься упаковка или этикетка. Иногда возникают вопросы и лучше чтобы студия и типографии решали их быстро и оперативно напрямую.
Если заказчик утвердил концепт-дизайн и все выше перечисленное передано в дизайн студию, тогда макеты будут сделаны вовремя.

Оригинал-макеты

Что это? Это файлы, которые дизайн-студия передает через заказчика в типографию. Они специально подготовлены в форматах, которые принимает типография, может с ними работать и может по ним печатать тиражи.

В типографии будут смеяться, если им пришлют для печати тиража этикетку или упаковку в формате .JPG или в формате .DOC. Посмеявшись, они терпеливо начнут объяснять, что для печати нужны специальный файлы, произнося множество непонятных слов, например, «растровые и векторные файлы», «залинкованные», «разрешение не менее 300 dpi» и массу других терминов.

Заказчик в праве этого не знать, для этого есть дизайнеры и студия, которых нанял заказчик, которые это знают и которые должны подготовить такие файлы для типографии.

А чтобы процесс прошел гладко и все было сделано вовремя, заказчику достаточно позаботиться о трех вещах:

1. Крой или чертеж

Он нужен не всегда, важно просто убедиться, что он есть. Если дизайн-студия разработала для вас новую форму упаковки или новую форму вырубки этикетки, значит он не нужен, он уже есть у дизайн-студии. В этом случае будет не лишним и даже обязательным дать этот крой будущей типографии, чтобы они изготовили нож и сделали тестовую этикетку, и заказчик мог пробно запустить ее на упаковочных линиях. Бывает такое, что по результатам этого теста приходиться дорабатывать крой. Буквально недавно директор одного завода и главный технолог убеждали нас, что наклеят этикетку оригинальной формы. Закзчик сомневался, типография говорила обратное, а мы посоветовали сделать тест. В результате крой пришлось переделывать и дорабатывать. А главное удалось избежать расходов на целый тираж, который бы потом пришлось буквально «зарыть в землю».

Если дизайн-студия делала дизайн на текущую упаковку или текущу вырубку этикетки, значит заказчику надо предоставить этот крой. В этом может помочь типография, в которой эта упаковка или этикетка уже печаталась. Достаточно просто попросить их предоставить крой с указанием размеров в формате .EPS

2. Тех-требования

У каждой типографии разное оборудование и требования к файлам для печати тоже разные. Поэтому запросить эти требования и передать их в дизайн-студию – не лишне. Никто не обрадуется если за день до тиража выясниться, что файл сделан в восемь красок, а у типографии стоит шести-красочная машина. Или вдруг файлы в типографии вообще открыть не смогли.

Предоставленные в студию тех-требования типографии все эти вопросы снимают. Получить эти тех-требования очень просто – надо их запросить у типографии. В любой типографии они есть, это как правило один или три листа, на которых подробно описываются технически требования к файлам для того или иного процесса печати.

3. Тексты в электронном виде

На каждой упаковке много текстов, рекламных и технических, обязательных и маркетинговых. Все эти тексты надо написать и согласовать заранее, до того как студия начала делать оригинал-макеты. Переделывать тексты на уже готовом оригинал-макете иногда не просто, приходиться перепроверять и править элементы пре-пресса – поэтому лучше всего тексты для упаковки согласовать и предоставить в агентство до начала верстки оригинал-макетов.

Самый постой и удобный формат для предоставления таких текстов, это формат .doc, а проще говоря в формате Microsoft Word . Из этого формата агентство легко возьмет текст для любой программы верстки.

И еще пара слов о том, как в тираже получить ожидаемый результат.

Цветопроба

После того как файлы попали в типографию, просите ее сделать цветопробы или образцы печати будущей этикетки или упаковки. Это избавит всех от недопонимания «почему на экране и на распечатках цвет один, а на тираже оттенок совсем другой». Если на цветопробах или образце печати вас все устроит, подпишите его с обеих сторон: от Типографии и от Заказчика. Такая заверенная цветопроба станет образцом для будущего тиража.

Иногда цветопробы делают и дизайн-студии, даже согласовывают эти цветопробы с заказчиком. Но типографии, как правило, не принимают такие цветопробы как образцы для печати, ссылаясь на то, что они были сделаны неизвестно где и неизвестно кем (третьей стороной). Поэтому лучшим вариантом будет делать цветопробу через типографию. Только так можно будет ожидать на тираже соответствия между цветопробой и образцом печати.

Участие дизайнеров

Пригласите дизайнеров на приладку тиража в типографию. До того как типография запустит печатный станок на полную мощность, идут настройки этого станка. Подбираются оттенки краски, замешиваются новые краски, подбирается давление форм на бумагу, печатаются несколько образцов, на них смотрят, корректируют и печатают опять. Все это называется приладкой. И как правило типографии приглашают заказчиков на приладку. На такую приладку лучше всего приехать с дизайнерами, которые разрабатывали дизайн и готовили оригинал-макет. Заказчик не знает процессов печати настолько хорошо, чтобы убедить типографию внести изменения или довести до идеала что-то на приладке. А дизайнеры, как правило, очень хорошо знают процесс печати, достаточно для того, чтобы увидеть что нужно изменить, увидеть расхождение оттенков красок, объясниться с типографией какие изменения надо внести.

Мне ни один раз приходилось видеть как появление дизайнеров на приладке заставляло типографию решать сложные вопросы самостоятельно и еще до того, как они возникли. И также наблюдать другое, когда опытный дизайнер предлагал неожиданное решение в печати, например, поменять местами последовательность наложения красок. А вот отсутствие дизайнеров на приладке, часто приводит к обратному результату: получившаяся в тираже этикетка или упаковка совсем не похожа на то, что ожидал увидеть заказчик.

Мы, в Leyton Group, всегда стараемся ездить на приладки тиражей своих клиентов. Так мы можем быть спокойны, что в тираже получится то, что было задумано. Только в этом году мы уже одиннадцать раз с пятью нашими клиентами сопровождали приладку тиражей, помогая добиться в тираже задуманного результата. А в начале года, нашему арт-директору пришлось на неделю поехать в Колумбию, чтобы там совместно с клиентом и местной типографией отладить тиражи упаковок кофе, поставляемого в Европу и Россию.

Выводы – что сделать:

  • До начала работ над оригинал-макетами предоставить в дизайн-студию
  1. Крой или чертеж этикетки или упаковки с размерами. Желательно формате .EPS;
  2. Тексты в электронном виде. Желательно в формате программы Word;
  3. Тех-требования предполагаемой типографии.
  • До печати тиража, изготовить и согласовать с типографией цветопробу или образец печати.
  • Пригласить на приладку первого тиража дизайн-студию разрабатывавшую дизайн и оригинал-макет

 

© 2015 – Алексей Смышляев, партнер Leyton Group

Цитирование и копирование возможно только с письменного разрешения компании Leyton Group!

 

Comments are closed.